Важно!
Что такое обтекатель (спойлер) и для чего он нужен.
Отличия, установка, рекомендации.
Обтекатель (еще его могут называть спойлер, ветровик, козырек, и даже корона или колпак) служит для уменьшения сопротивления воздушного потока при движении автомобиля. Благодаря этому снижается расход топлива, автомобиль легче едет (водители часто говорят, что машину как будто кто-то держит сзади, особенно когда проезжает встречный большегруз), уменьшается нагрузка на узлы а/м, а для тентованных фургонов увеличивает срок службы тента.
Устанавливается обтекатель на крышу автомобиля.
При наличии закладных на крыше кабины для крепления внешних элементов установка обтекателя производится, как правило, в эти посадочные места через специальный крепеж (для а/м Sollers argo, Jac n25/35, Джак N200 и др.), на обычные болты (например, Камаз Компас, Джак 90/120, Валдай Некст, Hyundai HD78/35 и др.) или через рамный крепеж, когда в а/м не предусмотрены посадочные места (Газель Некст, Форд Транзит, Фиат Дукато, Ивеко Дейли, Мерседес Спринтер, Соллерс Атлант и другие). Для автомобилей предыдущих поколений, таких как Валдай, Газель Бизнес, Форд Транзит до 2014 года, портер Н100 и др., предусмотрен крепеж за водосток.
![]() |
![]() |
Изготавливают обтекатели из стекловолокна (стеклопластика) - композиционного материала, который сочетает высокую прочность, малый вес и устойчивость к внешним воздействиям. Внешнее покрытие гелькоут – это гелеобразный декоративно-защитный слой, используемый в производстве изделий из композитных материалов. Представляет собой специальную смолу, модифицированную пигментами, наполнителями и добавками, которая после отверждения образует прочное, гладкое и стойкое к внешним воздействиям покрытие.
Чем больше толщина материала, тем обтекатель крепче, тяжелее, долговечнее. Поэтому более тяжелые обтекатели (в частности, производства Дакар) стоят дороже. Почти на всех обтекателях с внутренней стороны присутствуют ребра жесткости. У Дакара есть модели для а/м Газель без ребер жесткости, но при этом из более толстого материала и большего количества слоев, которые относятся к классу «Стандарт». При этом дешевые «аналоги» с рынков, имеют ребра жесткости, но значительно тоньше и легче. Хотя иногда встречаются и более крепкие экземпляры, ведь обтекатели производят вручную, и толщина может быть разной даже в партии одной смены на производстве.
![]() |
![]() |
![]() |
На стоимость напрямую влияет и качество изготовления спойлера и фурнитуры к нему.
- Форма для изготовления обтекателя (матрица) нуждается в периодическом восстановлении, полировке, ведь от ее состояния зависит как выглядит лицевая часть обтекателя.
- Линия обрезки нижней части обтекателя тоже должна быть правильной и точной, ведь от этого зависит как спойлер «сядет» на крышу а/м, плотно прижмется по геометрии кабины, и не будет ли стучать по крыше во время эксплуатации. О правильной установке обтекателя ниже.
- Качество гелькоута, толщина его слоя и количества/качества слоев смолы и стекломата.
- Качество изготовления рамного крепежа (обычная рама с порошковой окраской служит в среднем 4-6 лет. Оцинкованная рама – от 7 лет и дольше). На срок службы рамы влияет толщина и размер металлического профиля, из которого она изготовлена, конструктив и наличие элементов фурнитуры, которые ее закрывают от воздействия влаги и осадков (у Дакар - это кожух узла крепления («КУК»)) и механических воздействий (у Дакар - резиновые упоры для рамы, уплотнители под боковые кронштейны, самоклеящиеся уплотнители в местах соприкосновения рамы с кабиной в задней части). Отдельно стоит упомянуть полиуретановую пленку, которую можно наклеить для защиты от протирания лакокрасочного покрытия кабины под уплотнителем обтекателя (кстати, тоже есть у компании Дакар)
- разработка правильной формы спойлера и крепежа, при которой учитывается сила воздействия аэродинамических нагрузок на конкретную модель обтекателя.
![]() |
![]() |
Обтекатели можно разделить на два вида по типу установки на съемные и не съемные (с установкой на клей, в том числе, регулируемые по высоте).
![]() |
![]() |
Съемные крепятся в штатные места или через специальный крепеж-зажим. Таких на рынке большинство. Не съемные приклеиваются на крышу автомобиля полиуретановым клеем-герметиком, и снять их можно только срезав струной.
Плюсы съемных обтекателей:
- можно установить рефрижератор (ХОУ) и, снимая спойлер, обслуживать его.
- не является неотъемлемой частью, т.е. его можно снять и установить обратно (что может пригодиться при постановке или снятии с учета автомобиля или обслуживании рефрижератора)
- более низкая цена
- состоит из одного элемента
- более простой монтаж
- широкий выбор
- доступность элементов крепления для замены
Минусы:
- основной минус – это протирание краски крыши а/м под уплотнителем обтекателя.
Как правило, дешевые обтекатели изготавливают из меньшего количества материала. Они тоньше, более хлипкие, прилегание по крыше кабины может быть не плотным. От этого больше вибраций, смещений с посадочного места, увеличение люфта и, как результат, более активное протирание крыши.
У более качественных обтекателей эта проблема тоже существует, но лишь в том случае, когда под уплотнитель обтекателя не приклеивается защитная полиуретановая пленка. Качественная полиуретановая пленка (не путать с винилом или альтернативными дешевыми «содержащими полиуретан» аналогами на известных сетевых ресурсах) спасает от затрат на покраску крыши автомобиля на несколько лет, а стоит относительно недорого. Желательно раз-два в год снимать обтекатель, помыть крышу и проверить ее состояние, смазать резьбовые соединения. Раз в два-три года заменить резиновый уплотнитель обтекателя, ведь в его основе по всей длине металлические пластины, которые начинают тереть крышу после смещения/протирания внешнего слоя уплотнителя. - для недорогих обтекателей из тонкого материала – быстрый износ
- некачественные подделки под фирменные обтекатели Дакар, называемые «аналогом»
- при неправильной установке – «плохое поведение» при эксплуатации
Плюсы не съемных обтекателей – это, отчасти, минусы съемных. И наоборот:
- не натирает крышу
- можно выставить на нужную высоту (для моделей, регулируемых по высоте)
- при установке сложно сделать "что-то не так" (но нюансы есть)
Минусы обтекателей с установкой на клей:
- более высокая стоимость
- более сложный и долгий монтаж (особенно для а/м с рефрижератором)
- сложный доступ к рефрижератору для обслуживания его внешней части, расположенной под обтекателем.
- сложность демонтажа и низкая ремонтопригодность (обтекатель отклеить очень трудно, не повредив его. Может понадобиться при снятии а/м с учета)
- при необходимости обслужить рефрижератор спереди будет сложно снять кожух и получить доступ к ХОУ
- обтекатель состоит из двух частей (может стучать и разбивать отверстия, если ослабнет крепеж)
Установка обтекателя.
Для начала вспомним цитату из книги Михаила Булгакова «Собачье сердце»: «Каждый должен заниматься своим делом». Поэтому установку лучше доверить специалисту, который знает тонкости монтажа и имеет многолетний опыт.
Казалось бы, «что там ставить!? 4 болта и готово!» - так говорят некоторые покупатели. В отдельных случаях они правы, ведь компания Дакар старается максимально облегчить установку обтекателей своими силами, системно дорабатывая формы обтекателей и их крепежные элементы для упрощения самостоятельного монтажа и уменьшения возможных ошибок. Именно поэтому компания Дакар дает годовую гарантию на свои обтекатели даже если их установите вы сами (конечно же, в соответствии с инструкцией и условиями эксплуатации).
На что нужно обратить особое внимание при установке обтекателя:
- самое важное – плотное прилегание к кабине. От этого зависит будет ли он стучать на кочках, сохранит ли свое положение/правильную посадку на крыше. Несмотря на наличие разметки для выреза под рамный крепеж и меток для болтовых соединений, лучше перепроверить перед тем как делать необратимые действия (обрезка, сверление отверстий ниже правильного уровня). Ведь если обтекатель будет «висеть на болтах» (а некоторые умельцы нарочно так делают чтобы не протиралась крыша), то отверстия болтовых соединений быстро разобьются и перестанут выполнять свою функцию сохранения нужного положения.
- при установке обтекателя с вырезом отверстия для обдува рефрижератора важно сохранять боковые зазоры 4-6см между обтекателем и рефрижератором чтобы не разбить его дорогостоящий кожух, а также обеспечить достаточный приток набегающего потока воздуха во избежание поломки компрессора и поддержания необходимой температуры в фургоне.
- важно проклеить защитную полиуретановую (броне-) пленку под уплотнителем обтекателя для сохранения крыши от протирания. Эту процедуру лучше делать в теплое время года (от +15 градусов) на кабину без следов коррозии, предварительно обезжирив крышу.
- для обтекателей с установкой на клей важно продумать как будет уходить вода из-под обтекателя, при монтаже не допускать соприкосновения передней части крышки обтекателя в месте стягивания элементов, надежно зафиксировать болтовые соединения, учитывать загрузку, наличие «пневмы» при выставлении высоты обтекателя.
- для Газели Бизнес – положение передней кромки обтекателя на уплотнителе лобового стекла, «натягивании» обтекателя на кабину со смещением от лобового к фургону, правильной разметки внутренней пластины, особенно в передней части.
- для Соллерс Атлант с установкой через закладные элементы – дополнительное приклеивание этих закладных.
Для консультаций по техническим вопросам рекомендуем обратиться к нашим специалистам.